?

Log in

No account? Create an account
muranochka

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ...

Previous Entry Share Next Entry
Церковь Карло Борромео – островок барокко в бельгийском Антверпене
muranochka
muranochka
Сегодня хочу показать немного фотографий одной красивой барочной церкви Антверпена – церкви Святого Карло Борромео. Я не поклонница архитектурного стиля барокко, но снимки церкви в путеводителе впечатляли, и поэтому очень хотелось увидеть её своими глазами. Тем более что церковь в таком стиле не совсем обычна для Бельгии, в стране в основном преобладают храмы в готическом стиле.
1. 1043.JPG


Итак, любуемся барокко…

К церкви мы шли со стороны улицы Minderbroedersrui, по которой резво носились антверпенские трамваи. Только успевай отпрыгивать в сторону.
Меньше всего ожидаешь где-то-там за этими зданиями увидеть барочную церковь:
2. 1039.JPG

И храм перед нами предстал сначала вот в таком виде:
3. 1040.JPG

Я даже не была уверена, он ли это. Потому что снимки в сети показывали совсем другую картинку. Но всё-таки мы пришли правильно:
4. 1037.JPG

Детали фасада крупным планом:
5. 1038.JPG

6. 1041.JPG

На всякий случай сверившись с картой, мы прошли чуть вглубь и оказались на небольшой уютной площади, с которой и открывался тот самый ожидаемый вид на церковь Карло Борромео:
7. 1044.JPG

8. 1047.JPG

Кстати, площадь носит имя Хендрика Консьянса, фламандского писателя, прозванного «Человеком, научившим свой народ читать». Его самой известной книгой является «Лев Фландрии». На площади установлен памятник писателю:
9. 1048.JPG

С XVI века все дома на площади принадлежали иезуитам - мужскому ордену Римско-католической церкви, благодаря своей миссионерской деятельности ставшему проводником Контрреформации. Его служители в период с 1615 по 1621 год возвели роскошную церковь, назвав ее в честь Игнатия де Лойолы - основателя сообщества.
При строительстве ориентировались на главный храм ордена в Риме - Иль-Джезу. Церковь и в самом деле получилась очень похожей на римскую, только несколько в ином стиле. В проектировании фасада принимал участие сам Питер Пауль Рубенс. Фасад был украшен шестью статуями святых, двумя ангелами и барельефом с библейскими мотивами:
10. 1042.JPG

Над главным входом расположилась интересная монограмма «IHS»:
11. 1045.JPG

По одной из версий, раньше католики заменяли ею фразу «Иисус, спаситель всех людей» (перевод с латинского «Iesus Hominum Salvator»), по другой - имя Иисуса, написанное на греческом языке. Так или иначе, иезуиты выбрали ее в качестве эмблемы, дополнив монограмму крестом, вставленным в виде буквы V. Это могло означать одно - установку на победу (от латинского «Victoria») католической церкви:
12. 1046.JPG

На внутреннее убранство тоже не поскупились. Нефы выполнили из лучших сортов итальянского мрамора, исповедальни украсили скульптурами библейских персонажей, а к оформлению алтаря вновь приложил руку Питер Пауль.
13. 1049.JPG

14. 1063.JPG

15. 1057.JPG

С помощью молодого Антониса Ван Дейка Рубенс создал 39 полотен, которые украшали плафоны нефов. Подобным богатством и пышностью иезуиты хотели подчеркнуть силу и крепость католической веры, устоявшей перед натиском протестантов. Впрочем, Папа Римский был очень рассержен таким расточительством и «дал по рукам» иезуитам за избыточные издержки и привлек их к большой ответственности.
А за свой роскошный декор церковь получила название «Мраморного храма».
16. 1062.JPG

17. 1067.JPG

К сожалению, иногда случается так, что труды архитекторов, художников и скульпторов не сохраняются. То же произошло и с церковью иезуитов. Век спустя в нее попала молния, и большая часть работ Рубенса была уничтожена вместе с оригинальным мрамором. Так что о первоначальной красоте можно судить лишь по эскизам - сейчас они находятся в доме-музее художника.

К счастью, боковая капелла Марии сохранилась в первоначальном варианте, и мы можем полюбоваться отделкой из разных сортов мрамора, включая мрамор из античных руин. Эта капелла была создана тоже по проекту Рубенса, и потому ее называют «Капеллой Рубенса».
18. 1054.JPG

19. 1056.JPG

Алтарная картина кисти Рубенса, как и другие произведения искусств, была вывезена в Вену в период Австрийского правления, так что здесь, в Антверпене, можно видеть лишь ее копию.
Я, правда, её не нашла в церкви. Возможно, она расположена на верхнем ярусе:
20. 1064.JPG

Но в день нашего посещения туда подняться было нельзя, там проходило какое-то мероприятие.
А возможно, что копия находится среди других картин на библейские темы, входящих в механизм за алтарём – устройство это оригинальное, сохранилось ещё со старых времён. Через определённые промежутки времени в нём одна картина сменяется другой:
21. 1050.JPG

22. 1051.JPG

Зато я видела оригинал вывезенной картины в Венском музее искусств)))
А в церкви Карло Борромео я сфотографировала две других картины:
23. 1060.JPG

24. 1066.JPG

Позднее здание церкви было отреставрировано, кое-что тут обновилось.
25. 1061.JPG

В частности, появилась резная деревянная кафедра проповедника. На ней представлены двенадцать сцен из жизни Богоматери и триумф Римской католической церкви над Реформацией. Кафедру я почему-то тоже не сфотографировала, видимо, увлеклась рассматриванием резных скульптур и стенных панелей, которых в церкви оказалось много:
26. 1053.JPG

27. 1052.JPG

28. 1058.JPG

Похоже на исповедальню, но я не уверена:
29. 1065.JPG

В конце XVII века орден иезуитов упразднили, а все его имущество конфисковали. Впоследствии церковь открыли заново, переименовав в честь католического кардинала и видного деятеля Контрреформации Карло Борромео.
В церкви есть его скульптуры:
30. 1055.JPG

31. 1059.JPG

В зданиях на площади рядом с церковью Карло Борромео, где была резиденция иезуитов, после их изгнания располагались и военное училище, и конюшня, и даже пивное заведение с музыкой и танцами.
А вот это здание уже много столетий выполняет одну функцию – хранение книг. В наши дни здесь располагается библиотека наследия Хендрика Консьянса. Эта старейшая библиотека была основана в 1481 году как городская библиотека Антверпена.
Собирает все публикации об истории и литературе Фландрии и Голландии:

32. 1069.JPG

Вот такой мы увидели церковь Святого Карло Борромео в Антверпене. Красавица!
И даже фонарь у входа тоже как будто из эпохи барокко:
33. 1068.JPG

И немного практической информации.
Ищите церковь Святого Карло Борромео по этому адресу:
Hendrik Conscienceplein, 6, Antwerpen
Часы работы: пн-сб 10.00-12.30 и 14.00-17.00, вс закрыто.

И до встречи где-нибудь ещё в Бельгии!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь: veryold.ru

Posts from This Journal by “Бельгия” Tag


promo muranochka april 24, 2015 22:09 4
Buy for 20 tokens
Здесь представлена хроника наших поездок в фотографиях, этакий фотоальбом путешественника с комментариями и полезной информацией. В основном, это будут личные впечатления и воспоминания. Навязчивых советов вы там не встретите, но если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их на сайте на…

Кирха просто чудо! Каждая деталь выписана с потрясающей тщательностью.

Да, Лёша, согласна. Мне эта церковь показалась настоящим произведением искусства!

Интерьер впечатляет, очень много деталей, есть что порассматривать.

Если честно, то хотелось там подольше задержаться, но времени, как обычно, было мало. Поэтому я уже дома по фоткам изучала детали))

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Привет, Леночка! Очень красивая церковь! Не помню ее совсем. С 2001 столько времени прошло. )
Запомнилась, конечно, церковь святого Якоба с полотнам Рубенса.

А я вот не могу сказать, что мне не нравится стиль барокко. Мне нравятся расписные потолки, мраморные колонны, резьба по дереву. Особенно меня впечатлили барочные церкви в Португалии. Иногда, конечно, этого декора слишком много. )

Анечка, привет! Ты знаешь, вот такое барокко, как фасад этой церкви, мне понравилось. Не очень люблю этот стиль во внутреннем убранстве русских дворцов и церквей. Слишком много позолоты и завитушек))) Хотя признаю, что смотрится всё это красиво и богато. Иностранцы обычно в восторге)))
Церковь св.Якоба я тоже видела. А в соборе Антверпенской богоматери ты была?

Просто не представляю, Лена, как тебе удавалось в болезни сохранять оптимизм, и еще искать силы на продолжение путешествия, и осмотр достопримечательностей... Это не каждому дано.

Ой, Максим, прям героиню из меня делаешь)))
Во-первых, я в тот день, когда мы в Антверпене были, только к вечеру разболелась. А днём всё было хорошо.
А во-вторых, когда понимаешь, что шанса может больше не представиться ещё раз здесь побывать, то силы откуда-то сами собой находятся)))

А я вот очень люблю барокко, по крайней мере такое - иезуитское. Когда много красивого естественного камня, но мало позолоты. Позолоту, как и золото вообще, не люблю - оно всегда казалось мне китчевым материалом. Конечно, встречаются и исключения, которые мне нравятся.

С барокко в Бельгии ситуация парадоксальная. С одной стороны, барокко в Бельгии действительно мало. С другой - практически в каждом крупном городе найдется как минимум одна церковь в стиле "иезуитского барокко". А уж барочное убранство (скульптуры, алтари, органы, исповедальни) есть вообще в 90 процентов бельгийских церквей, даже готических. Дело в том, что после того, как Северные Нидерланды откололись от католического мира, Южные Нидерланды (Бельгия) стали главным форпостом католической контрреформации на рубежах Северной Европы. А уж Антверпен, самый крупный город вблизи нидерландской границы, - тем более. И особую роль в этом играло Общество Иисуса (иезуиты). Иезуитские церкви отличались своим стилем - так называемом иезуитским барокко, прототипом которого была церковь Иль-Джезу в Риме. Еще иезуиты вплоть до самого недавнего времени играли очень важную роль в образовании. И сейчас среди 40-50-летних бельгийцев немало тех, кто учился в иезуитских школах.

А вот в гражданской архитектуре барокко было очень мало. Вплоть до начала 18 века гражданская архитектура Бельгии сохраняла традиционный, можно даже сказать - средневековый облик. Есть исключения (та же Гранд-Пляс/Гроте-Маркт в Брюсселе), но и там барокко фактически ограничивается декором; сама структура и композиций зданий скорее традиционная.

Спасибо за информацию! Как всегда, очень интересно и полезно))
А насчёт обилия барокко в бельгийских церквях да, заметила. Особенно всегда приковывали внимание резные кафедры с обилием украшений. А снаружи всё так строго, по-готичному)))

Леночка, привет! красивая церковь, для Карло Борромео даже очень красивая)

Привет, Катюша! Да, мне тоже эта церковь очень понравилась. Не зря я так хотела её увидеть)))

Да, внутренняя отделка шикарная: искусная работа, множественная детализация и...красиво! Не знаю как там насчет надавать по рукам за большие растраты в то время, но зато сейчас нам есть на что посмотреть))
P.S. Хороший обзор, спасибо и жду продолжения, если есть еще о чем рассказать)

Вот правильно ты сформулировал: когда-то орден иезуитов потратился, но мы-то теперь любуемся всей этой красотой)))
Спасибо тебе за добрые слова!
А рассказать ещё есть столько, что хватит, наверное, минимум на год, а то и больше))) И это ведь только про Бельгию!

С удовольствием полюбовалась!Потрясающая церковь, столько интересных деталей и снаружи, и изнутри,которые можно рассматривать не один час!Спасибо за интересную экскурсию, Лена!

Риточка, спасибо! Очень рада, что тебе было интересно)))
А церковь действительно очень примечательная. Снимки в интернете не обманули ожиданий))

Детали вообще интереснейшие!

Очень интересные!

Ууу, какая красотища! Зависнуть и рассматривать всё...

А не читала, что за три стрелы в этой IHS монограмме? И что там за снич с крыльями над ней? :)

Красотища неимоверная, это точно!
А про монограмму нашла только про сами буквы, и всё. То есть, значение стрел и крыльев для меня осталось загадкой)))

Ага! Воздушное безе)))

Как же я обожаю барокко и готику...

А мне готика ближе, чем барокко. Хотя, когда барокко без обилия золота, тогда тоже хорошо)))

Фасад и внешние детали мне нравятся намного больше внутренних и так почти всегда не в православных храмах

В этой конкретной церкви мне тоже больше оформление фасада понравилось. Но обычно с удовольствием рассматриваю церкви и снаружи, и внутри)))

Как интересно - такое барокко пышное в Антверпене. Эти клоны) Из Джезу по всему свету, в каких только странах я их не видела - от Вильнюса и Львова до Фрайбурга и Кракова. Но все же всегда вариации - этот антверпенский очень насыщенный декором. Я Антверпен в свое время как-то пропустила. Надо все же до него добраться. )

Я в Бельгии как-то вообще не ожидала встретить столь пышное барокко))) И когда увидела фото этой церкви в путеводителе, то очень захотела посмотреть на неё своими глазами.
А Антверпен очень классный город! Слышала, что не всем он нравится, но мне показался очень интересным. С удовольствием бы туда ещё вернулась))