?

Log in

No account? Create an account
muranochka

КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ...

Previous Entry Share Next Entry
Киасма - пять этажей эмоций и событий. Музей современного искуства в Хельсинки
muranochka
muranochka
А как вы относитесь к современному искусству? Я - настороженно. Честно говоря, я почти никогда не понимаю, что автор хотел «сказать» тем или иным своим произведением. Хорошо, если рядом с композицией висит табличка с разъяснением, и тогда можно хотя бы узнать, что здесь изображено. Но если пояснений нет, то тогда пытаюсь разобраться самостоятельно, ибо по натуре своей я не люблю оставлять «белых пятен». И в очередной поездке в Европу я уверенно иду в местный музей современного искусства, и вот уже недоумение сменяется неподдельным интересом! И, в общем, современное искусство становится всё более понятным мне, другое дело, что не всё нравится. Вот о таком разном современном искусстве и будет этот пост.

Итак, идём в Киасму…

По приблизительным подсчётам, на территории Большого Хельсинки находится около 80 музеев. Все они разные: есть большие и маленькие, есть классические и не очень.

Вот сегодня речь пойдёт как раз о музее, который явно не относится к классическим. В общем, мы идём на прогулку в один из самых интересных музеев финской столицы – Музей современного искусства Киасма.
Слово «киасма» образовано от древнегреческого «хиазма» и обозначает место частичного пересечения зрительных нервов. Идея перекрёста видна в самой форме здания, где прямая и округлая части движутся навстречу друг другу.
Вот, посмотрите, прямоугольный фасад, где находится вход в музей:


А это вид на здание с противоположной стороны – фасад уже трансформировался в округлую форму:


Вид сбоку:


«Киасма» намеренно и с явным удовольствием выходит за рамки привычного. Изначально строительство музея под «сомнительное» современное искусство рядом с памятником самому маршалу Маннергейму вызвало огромный общественный резонанс:


Но, несмотря ни на что, «Киасма» открылся в 1998 году, и здание стало первым и главным экспонатом музея. Снаружи оно похоже на парус, внутри же ослепляет белоснежностью, удивляет световыми решениями и несгибаемыми линиями лестничных переходов:



Любителям классики и простых интерпретаций лучше воздержаться от посещения. При музее есть очень любопытный магазин и большое кафе с прозрачными дизайнерскими стульями цвета лайма.
Киасма вызывает восторг и ненависть, удивление и раздражение, заставляет задуматься и побуждает к действию. Никакие эмоции не чужды современному искусству. В любом случае вы получите сильные впечатления, которые запомнятся вам надолго. Я-то уж точно такие впечатления получила, и музей запомню надолго, особенно его 3-й этаж ))) Но об этом позже.

Киасма регулярно пополняет свои фонды и предлагает своим посетителям знакомство с самым актуальным искусством. Коллекция музея насчитывает более 8500 объектов, к которым ежегодно добавляется около 100 новых работ. Основное внимание музея обращено на искусство Финляндии и соседних стран, причем сама Киасма выступает и в роли заказчика произведений современного искусства.

Основной архитектурный элемент здания Киасмы – свет. Архитектор Стивен Холл был пленен уникальным дневным светом в Финляндии и его живым неповторимым характером в разное время года и суток. Поверхности и форма здания музея проектировались с учетом того, как свет будет проникать во внутренние пространства, и как он будет играть снаружи:


В зависимости от его направления меняется и настроение всего помещения. Искусственный свет тонко имитирует естественный, так что комбинации разных видов освещения здания создают очень гармоничную картину.
Через главный вход посетитель попадает в высокий вестибюль со стеклянной крышей:


В основе архитектурного проекта лежит дзен-буддийская идея покоя и человеческого познания. Закрученные лестницы, изогнутые переходы и коридоры ведут посетителя по всем пяти этажам Киасмы.
В этом здании тело человека является основой для измерения пространства. В качестве точки отсчета архитектор Стивен Холл выбрал взгляд с высоты среднего роста человека – 165 см. Ширина и высота дверных проемов, остекление раздвижных дверей и пропорции внутренних помещений рассчитаны в соответствии с правилом золотого сечения.

Итак, начинаем осмотр музея со 2-го этажа. Здесь расположилась выставка «Анартист» (не «анархист»), которая представляет работы известного финского художника, фотографа, писателя, преподавателя Исмо Каяндера:


Название выставки «Анартист» указывает на то, что творчество Каяндера всегда существовало за пределами мейнстрима. Эта позиция была заявлена автором в работе 1995 года «Флаг анартизма», отсылающем к парижским граффити. На большом чёрном парусиновом полотне, помимо рисунков и надписей, висят брюки, к которым прикреплены ботинки – в память о великом анархисте Чарли Чаплине:


Исмо Каяндер прошёл долгий творческий путь, и выставка как раз рассказывает об этапах его жизни с ранних лет по сегодняшний день. Выставленные в музее экспонаты вдохновлены литературой, наукой и историей искусств:


Время, проведённое в Париже, духовная связь с дадаизмом, расцветшим в городе несколькими десятилетиями ранее, во многом определили направление творческого пути Каяндера:




Вот такие экспонаты были здесь ещё представлены:




И на стульях растут грибы:


Поцелуй:


Музыкальная композиция под названием «Гитара и кларнет» (из коллекции Художественного музея города Рованиеми):


Композиция «Тюльпан»:


Переходим на 3-й этаж:


В холле 3-го этажа висит стенд «На мой взгляд, …». Можно написать или нарисовать на листке бумаги свои впечатления о музее:


В холле можно посидеть или полежать на удобных ярких кушетках и полюбоваться через панорамное окно растущими на улице деревьями:


Итак, мы попали на ретроспективную выставку знаменитого американского фотографа Роберта Мэпплторпа. Своё творчество он описывал так: «Я стараюсь запечатлеть мгновение и место, в котором живу – Нью-Йорк. Эти фотографии не могли быть сделаны в другое время». Спокойно проходим с 16-летней дочкой на выставку, так как пока ничего не предвещает…


Я перед поездкой как-то очень бегло просмотрела, какие будут на тот момент экспозиции в Киасме, решила, что обязательно надо зайти и посмотреть работы такого красавца фотографа, так как фотовыставки очень люблю:


И как-то меня не смутил приглушённый свет, потому что так часто делают во многих музеях для лучшего восприятия экспонатов:


Но, как выяснилось уже во время посещения, Роберт Мэпплторп не обычный фотограф. Он известен в первую очередь своими гомоэротическими фотографиями, что стало для меня полной неожиданностью))) Нет, я совсем не гомофоб, просто как-то не готова была к восприятию такого искусства, особенно в компании с дочкой.
Думаю, что надо немного рассказать об авторе. Я эту информацию почерпнула из музейного буклета, а надо было ещё до поездки ознакомиться в интернете.
Итак, Роберт Мэпплторп родился 4 ноября 1946 года. Свои первые фотографии сделал при помощи полароида. Так же, «Полароид», называлась и первая выставка фотографа, открывшаяся в 1976 году в Метрополитен-музее. В середине 1970-х годов Мэпплторп начал снимать друзей и знакомых. С того момента как он встретил Бенджамина Грина, звезду порнофильмов, фотограф увлекся гомоэротизмом и снимками обнаженного человеческого тела. На протяжении 1980-х годов Мэпплторп сконцентрировался на снимках обнаженной натуры, цветов (особенно орхидей) и портретах знаменитостей.
«Мужской член и, например, цветок — равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно…» - ещё одно высказывание фотографа.
Мэпплторп сделал большинство своих фотографий в студии.
Когда стало известно, что Мэпплторп болен СПИДом, цена его фотографий резко возросла. Он умер утром 9 марта 1989 года в Бостоне от осложнений, вызванных СПИДом, в возрасте 42 лет.
Если описать творчество Мэпплторпа несколькими фразами, то можно сказать, что его бурная жизнь была неотъемлемой частью нью-йоркского андеграунда и рок-движения 70-80-х годов, страсть к которому нашла яркое отражение в творчестве фотохудожника. Стремясь к совершенству, фотограф переплетает в своих работах красоту, эротику, грусть, наслаждение и смерть.

На стене висят маленькие чёрно-белые фотографии, на которых изображены либо обнажённые, в основном, темнокожие, мужчины поодиночке и группками, либо просто красиво и фигурно разложенное мужское «хозяйство» )))


Естественно, я внимательно рассмотрела все снимки, особенно было «удобно» это делать с 16-летней дочерью, вот прям хотелось обсудить с ней эти фото)))

Фотографировать крупным планом не стала, так как в жж я такие фото выкладывать не буду. Поэтому только общий план, чтобы было понятно, как много их там. Если кого заинтересует творчество Мэпплторпа, то все его работы можно легко найти в интернете и рассмотреть детально )))


Дверные проёмы в некоторые залы были прикрыты полупрозрачной плёнкой, и возле входа висели таблички следующего содержания: «Внимание! Некоторые экспонаты выставки содержат изображения обнажённого тела и сцены сексуального характера, которые могут шокировать зрителя. Более подробную информацию можно узнать у сотрудников музея». Представляю, как я иду к сотрудникам и на ломанном английском требую разъяснить подробности )))
Я зашла в одну такую комнату на разведку без дочери и сделала ещё одно открытие, что культовый фотограф очень жаловал садомазохизм, причём в очень жёсткой форме. В следующей комнате непрерывно демонстрировался ну очень откровенный фильм.
Я совсем не ханжа, как можно было бы подумать, и, повторюсь, не гомофоб. И к творчеству Роберта Мэпплторпа у меня нет никаких претензий. Это тоже искусство и оно имеет право на существование. Поразило другое. Я всё ходила вдоль стен с откровенными фотографиями и размышляла.
Вот только что перед посещением этого музея мы были на Фестивале минипивоварен. Хорошее, весёлое мероприятие, ничего плохого там не происходило. Ходят люди, пробуют пиво, тихо общаются между собой. Но вот детям (кажется, до 18-ти лет) на этом фестивале можно было находиться только до 18.00, и естественно, только в сопровождении взрослых. Употреблять спиртные напитки, конечно же, нельзя. И я так поняла, что правило 18-ти часов действует во всех местах, где продают спиртное.
Наверное, я чего-то не знаю про финнов. Вполне возможно, что каждый подвыпивший гражданин Финляндии после 18.00 становится потенциально опасным для находящихся рядом детей, например, превращается в оборотня и начинает закусывать спиртное детишками ))) А если серьёзно, то всё хорошо и правильно, наверное, не стоит детям смотреть, как напиваются взрослые дяди и тёти.
Но тогда у меня резонно возникает вопрос к финским государственным деятелям: почему вход в музей с выставкой, где отдельные экспонаты откровенно порнографического (будем называть вещи своими именами) содержания детям свободный и даже бесплатный до 18 лет?! Как-то уж очень непоследовательно получается – определились с главным злом в стране, алкоголем, оградили детей только от этого, а всё остальное пожалуйста, доступно без ограничений. Жалко мне стало финских детей. Надеюсь, что на эту выставку не водили организованные школьные экскурсии, хотя не удивлюсь, если да.
Но ладно, достаточно личных рассуждений, вернёмся к выставке.

На самом деле я поняла, что эта фотовыставка – отличное пособие для начинающих художников, которым нужно научиться анатомически правильно изображать пропорции человеческого тела, такой своеобразный анатомический атлас. Мне, например, очень понравилась эта композиция из четырёх фотографий:


А ещё Роберт Мэпплторп делал потрясающие портреты знаменитостей своего времени: среди его моделей замечены молодой Шварценеггер, Йоко Оно, Энди Уорхол, Ричард Гир, Патти Смит и многие другие. Но эти фотографии сиротливо ютились в самом дальнем углу всей фотовыставки:


Всё, переходим на 4-й этаж:


Здесь расположилась выставка Face to Face. Она представляет как современный, так и исторический взгляд на портретное искусство в целом. В современном искусстве портрет весьма разнообразен и причудлив по форме. При этом он не утратил своей актуальности и по сей день. Мы фотографируем себя и окружающих, делимся снимками в сети. Выставка как раз и посвящена портрету как интерпретации личности и образам, предлагаемым в СМИ.

Я ходила и рассматривала фотографии и картины на этой выставке – какие-то персонажи были мне знакомы, какие-то нет. Но в итоге сделала всего одно фото. Я просто не могла пройти мимо!
Вот эта картина под названием «Джек». Я думаю, не надо пояснять, кто изображён на ней:


Картина написана в 2009 году, автор Юха Хяликкя. Знаменитая улыбка Джека Николсона многим знакома, однако мало кому известно, что за человек скрывается за ней. Мы вглядываемся в лицо актёра, запечатлённое в различных кинообразах – безумных, устрашающих и даже отталкивающих. Художник Юха Хяликкя почерпнул идею для своей картины в одном газетном снимке. На портрете Николсон облачён в офицерский мундир, на воротничке которого изображена кинокамера, указывающая на его профессиональную деятельность. Лицо актёра художник выделил крупным планом, придав тем самым его образу дополнительную эффектность.
Николсон, изображённый на картине с фотографической точностью, находится очень близко к зрителю, возможно даже слишком близко.
Вот именно эта картина как раз и подчёркивает название выставки – как жанр портрет крайне интимен, в нём зритель и герой словно бы оказываются лицом к лицу.

А это уже и 5-й, последний, этаж музея. Выставка «Элементы» продолжает традицию экспонирования эмпирических объектов из коллекций музея Киасма. Название экспозиции отсылает зрителя к основным стихиям, строительным материалам всего того, что нас окружает. Просторные залы пятого этажа позволяют размещать крупные объекты, соразмерные масштабу отражаемой темы.
Вот, например, как эта инсталляция – иглу. Для автора композиции, итальянца Марио Мерца, иглу – это универсальное жилище и в то же время точка соединения природы и культуры, ведь форма этого строения – полусфера – ассоциируется с небосводом.
Внутри стеклянного иглу неоновыми трубками выложены пять первых чисел последовательности Фибоначчи. Согласно этой формуле, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Спиралевидные формы, основанные на числовом ряде Фибоначчи, встречаются в ракушках, бутонах цветов и структурах галактик. В искусстве и архитектуре эта последовательность воплощается в принципе золотого сечения:


Наряду с классическими стихиями – воздухом, водой, землёй и огнём – на выставке находится место энергии и свету:


В холле самого верхнего этажа музея можно присесть на скамейки и полюбоваться либо висящей под потолком воздушно-белой инсталляцией:


Либо открывающимися через панорамное окно городскими видами. Справа – Дом музыки, прямо по центру – башня сказочного здания Национального музея Финляндии, а по рельсам бегут жёлто-зелёные трамваи – одна из достопримечательностей Хельсинки:


На этой красивой ноте мы и закончим посещение Музея современного искусства Киасма.
Немного практической информации, если вы захотите осмотреть его экспозиции.
Находится он на площади Маннергейма (Mannerheiminaukio,2).
Входной билет 12 евро, детям до 18 лет вход бесплатный.
Бесплатный вход для всех – первую пятницу каждого месяца с 16 до 20 часов.
Режим работы: вт 10-17, ср-пт 10-20.30
сб 10-18, вс 10-17
пн – выходной
Если повезёт, то можно попасть на экскурсию по Киасме на русском языке, которая входит в стоимость билета. Они проводятся каждую 1-ю субботу месяца в 15.00. Но время проведения может меняться.

До встречи!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь: veryold.ru

Дружить журналами


Posts from This Journal by “Финляндия” Tag


promo muranochka april 24, 2015 22:09 4
Buy for 20 tokens
Здесь представлена хроника наших поездок в фотографиях, этакий фотоальбом путешественника с комментариями и полезной информацией. В основном, это будут личные впечатления и воспоминания. Навязчивых советов вы там не встретите, но если у вас возникнут вопросы, то вы можете задать их на сайте на…

Судя по количеству посетителей в залах, у современного искусства не так много поклонников). В Хельсинки пока не собираюсь, но этот пост не вселил в меня уверенность, что я включу этот музей в список обязательных мест для посещения в столице Финляндии, если я там окажусь.

Да, посетителей было немного. Может, ещё и цена билетов многих останавливает, всё-таки 12 евро для такого музея дороговато. Основная масса людей наблюдалась в кафе и магазине на 1-м этаже))) У меня муж как раз в кафе и проводил время, пока мы с дочкой ходили по этажам. Он к современному искусству совсем равнодушен. А я вот всё пытаюсь понять)))

Пользователь veryold сослался на вашу запись в своей записи «No title» в контексте: [...] новый фотоотчет от : Киасма - пять этажей эмоций и событий. Музей современного искуства в Хельсинки [...]

Пользователь veryold сослался на вашу запись в своей записи «No title» в контексте: [...] [...]

Я тоже всегда с настороженностью к этому отношусь, но уважаю этих людей, так из какой-нибудь реально фигни, они сколачивают миллионы))

Да, про уважение очень точно сказано. Во-первых, надо обладать незаурядной фантазией, чтобы из просто фигни сделать высокохудожественную её же)))
А во-вторых, надо уметь потом это кому-то впарить за большие деньги. Целая наука!

Отличный текст получился! Почитал с удовольствием перед сном, спасибо)

Спасибо!!! Очень-очень рада, что понравилось!

Недавно в Эрмитаже была выставка " Френсис Бэкон и наследие прошлого". Смысл выставки состоял в том, чтобы показать как Бэкон видит работы великих художников: Веласкеса, Рембрандта и др. На выставке я ещё раз убедилась, что Рембрандт останется навсегда великим, гениальным, а Бэкона со временем забудут, он будет интересен только коллекционерам и исследователям. Например, в зале экспонировались два портрета: портрет старика Рембрандта и интерпретация этого портрета Бэконом. Портрет старика я знаю, наверное, наизусть, руки, морщинки на лице, взгляд. Я могу долго смотреть на него, от него трудно отвести глаза. А работа Бэкона. На неё совсем не хочется смотреть, она отталкивает. Это моё мнение. Многие с ним не согласятся. Поэтому современное искусство мне не очень интересно. Скучно.

Да, согласна. Я в Эрмитаже по классическим экспозициям два дня ходила и очень много не успела посмотреть, так как периодически "залипала" возле какой-нибудь картины, особенно в тех залах, где фламандцы выставлены. То же самое было и в Венском художественном музее. И с удовольствием туда бы ходила и ходила.
А музеи современного искусства пробегаю очень быстро, и потом мало что вспоминается, в основном что-то шокирующее, как в Киасме работы Мэпплторпа)))

Джек крутой!

Оооочень крутой! Портрет притягивает к себе взгляд, пройти мимо просто невозможно.

а мне нравятся такие музеи, можно много интересного посмотреть!))))
Надо в Кельн поехать - в Музей Людвига!)

Да мне вот уже тоже начинает местами нравиться, прогресс))) В первые посещения в основном отторжение возникало и недоумение, но пытаюсь разбираться. Пока все равно немного настороженно отношусь, но работаю над собой)))

своеобразно, неоднозначно...
но интересно!

Да-да, у меня похожие эмоции))
Спасибо, Василий!

Киасма - пять этажей эмоций и событий. Музей современно

Пользователь aa_pi сослался на вашу запись в своей записи «Киасма - пять этажей эмоций и событий. Музей современного искуства в Хельсинки» в контексте: [...] Оригинал взят у в Киасма - пять этажей эмоций и событий. Музей современного искуства в Хельсинки [...]

Вот я не любительсовременного искуства, но идейные вещи мне нравятся. Правда, не всегда и не везде можно эту идею разглядеть...

Да-да, именно так! Меня в таком случае выручает описание рядом с композицией. Бывает, стоишь, смотришь и ничего не понимаешь, а прочтешь разъяснение и понимаешь, что идея-то очень даже неплохая)))

Обожаю современное искусство! Хотя тоже не всегда его понимаю, а кто его понимает-то вообще? у каждого своё восприятие в зависимости от "багажа" ))
но мне нравится даже просто визуально, потому что современное искусство обычно это яркие цвета, необычные формы, а это все то, что я люблю!

теперь очень хочу в этот музей, блин

Так надо ехать! Расстояние-то всего ничего от Китая до Финляндии)))

Здорово! Очень интересно. Спасибо. Если будем в Хельсинки, непременно заглянем.

Пожалуйста, очень рада, что понравилось!

тюльпан из лопаты и белая инсталляция воздушная порадовали)
ну и цитата про сравнение с цветком рассмешила))
спасибо за экскурсию)

О да, у меня на цитату с цветком была такая же реакция)))
Спасибо за отзыв, я старалась, чтобы было интересно.

Стивен Холл- крут!
Часть здания была закрыта в прошлом году (

Вообще, квартал современной архитектуры, где стоит музей - от вокзала до дворца Финляндия, Авара Аалто классный.
Хельсинки - хорош! Он интереснее, чем многие себе его представляют.
http://c-myxuh.livejournal.com/28569.html

Я вообще от Хельсинки не ожидала ничего сверхьестественного. А он оказался таким крутым, что просто слов нет! Я до сих пор искренне не понимаю, почему большинство побывавших там пишут, что это скучный, серый город и там нечего делать. Есть подозрение, что люди приплывают на паромах на один день в рамках круизов и толком города самого и не видят. Может, я скажу крамольную фразу, но мне Хельсинки с его архитектурой и ритмом жизни гораздо ближе, чем Прага, от которой ну просто все в диком восторге)))
Фото ваше очень красивое, мы в этом месте были в светлое время, и таких огней не увидели. А пост зайду почитаю, потом отпишусь о впечатлениях.